Житие святого апостола Андрея Первозванного

image

Глава 2

 Оставив Осетию, они посетили Абхазию и остановились в городе Севасте, называемом ныне Сухумом, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей в сем городе оставил Симона Кананита с прочими учениками, а сам отправился в землю Джигетов. Обитатели этой страны Джиги были жестоки сердцем, погружены в делах нечестия и по этому они не приняли проповеди апостола, а искали случая умертвить его; но благодать Божия сохранила его. Блаженный, видя их грубость, жестокосердие и непреклонность, удалился; посему Джигетцы до сего времени остаются в неверии. Отселе отправился апостол Христов в страну, называемую верхним Суадагом, ныне необитаемую; жители ее с радостию приняли проповедь апостола и уверовали в Иисуса Христа.

Спустя несколько времени, апостол посетил приморский (Евксинского понта) город Босфор, лежащий близь земли Тавро-Гуннов. Здесь указывают гроб, с надписью имени Симона Зилота; могила же Симона Кананита находится в городе Никополе, лежащем между Абхазиею и Джигетиею.

В Босфоре, апостол своею проповедью многих обратил в христианство и утвердил в вере. Из Босфора отправился в Феодосию, город обширный и многолюдный, управляемый в то время правителем по имени Савроматом. Ныне он в развалинах и безлюден. Малое число из жителей сего города уверовали в Спасителя, посему апостол оставил его и удалился в город Готов, Херсонес, где обитали люди грубые и неверные. Он пробыл у них долгое время, обращая их к вере.

Оставив Херсонес, апостол в другой раз посетил Босфор, утверждая жителей в вере; а отсюда Черным морем отправился в город Синоп. Здесь приветствовал просвещенных верою, дал им епископом одного из учеников своих по имени Филолога, посетил многие приморские города и селения и основанные им церкви и достиг Византии. В знаменитом городе Хрисополе или Золотограде, он поставил епископом Стахия, одного из семидесяти учеников, прошел Византию, а в местечке называемом Акрополисом построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, которая доныне находится вблизи врат городских, называемых Авгенопом, а самая церковь называется Армасоном.

Отселе отправился в фракийский город Ираклию и оставаясь там долгое время, посеял семя Божественнаго ведения. Посещая города Македонии, он проповедывал, поучал, утешал и исцелял больных, крестил и утверждал в вере во Христа, созидал церкви, посвящал священников и беспрестанно наставлял на путь истинной жизни. В Фессалоникии апостол оставался долго, поучая народ и утверждая верующих, наученных святым апостолом Павлом. Из Фессалоникии отправился в Пелопонис, посетил ахайский город Патры и остановился у некоего Сосия. Он нашел его на смертном одре и исцелил. В том же городе увидел еще человека, одержимого жестоким недугом и лежавшего на навозной куче. Апостол сжалился над ним, подал ему руку и именем Христовым воздвиг его.

Весть о сем славном чуде распространилась по городу. Все говорили о пришельце, который именем некоего Иисуса исцеляет больных, воскрешает мертвых и изгоняет духов нечистых. Весть сия дошла и до Анфипата, именем Лезвиоса, человека, одержимого духом идолопоклонства. Лезвиос внушал народу, что пришелец тот волхв и льстец и что непростительно верить словам его и вознамерился убить апостола. Но, когда размышлял о сем, ночью явился ему ангел и грозным голосом сказал: «ты почто умышляешь злое на человека, именуемого Андреем и хочешь умертвить его? Ты отвергаешь Иисуса Христа, Которого он проповедует. Но вот рука Господа, разгневанного на тебя. Ты будешь расслаблен дотоле, пока научишься от него истине«. После слов ангельских, Лезвиос поражен был невидимою язвою; он лишился дара слова и рассудка. Но как скоро пришел в себя, почувствовал совершенное расслабление. Тогда, призвал воинов своих и умолял немедленно отыскать и привести человека-странника, для исцеления его от тяжкой болезни. Воины в скорости нашли блаженнаго Андрея и представили Анфипату, который умолял его горькими слезами, говоря: «О человек, пришлец и проповедник Бога инаго! помилуй меня заблужденнаго и чуждаго истины, простри руку помощи и исцели меня от язвы сей и открой мне двери разумения«. Ученик же благого Владыки сжалился над ним, возложил руку на расслабленное тело его, возвел очи на небо и произнес следующую молитву:
«Господи Иисусе Христе! Боже истинный, Сын Единородный безначальнаго Бога! Сущий прежде века и на последок дней пришедший на землю, для спасения людей! Сотвори милость с сим рабом Твоим; исцели его от телесных и душевных недугов и удостой его быть Твоим служителем; соедини его стаду Твоему, дабы и он проповедывал славу Твою«. Сказав это апостол взял за руку больного и подняв его, исцелил от недуга.

Тогда Лезвиос исповедал Бога и сказал апостолу: «Истинен Бог, которого ты проповедуешь. Отныне я раб Его и твой ученик, со всем моим семейством и верую в Пославшего тебя«. Святой апостол ответствовал: «Ежели ты так пламенно веруешь в Господа нашего Иисуса Христа, то Он и даст тебе уразуметь Себя«. Так уверовал Анфипат о исцелении которого радовался весь народ. Жители стекались со всех сторон и были свидетелями чудес совершаемых апостолом. При виде исцеления жестоких болезней посредством молитвы, объятые чувством удивления, вопияли громогласно: «Велик Бог, Которого проповедует пришелец Андрей!» Потом устремились на идольские капища разрушая и сожигая их и все единодушно прославляли Бога. Анфипат Лезвиос душевно радовался и усердно вспомоществовал людям во всех их добрых начинаниях.

Слух о распространении проповеди апостольской достиг до императора Нерона. По его повелению сменен был Лезвиос и прислан другой правитель. Обрадованный Лезвиос с радостию обратился к блаженному Андрею, говоря: «Благой мой наставник! Отныне я с большею ревностию готов служить Господу; ибо я свободен от суетных земных занятий и славы: прими меня апостол Христов!» С тех пор оставив все дела мирские, он повсюду сопровождал святого проповедника. Около сего времени Андрей видел следующее сновидение: является ему Иисус Христос и говорит: «Андрей, избранный Мой! Возложи руки на Лезвиоса и сообщи ему благодать твою, а сам возьми крест твой и спеши в Патры; — ибо скоро оставишь мир сей, для получения уготованного тебе венца«. Проснувшись, апостол рассказал о видении ученикам своим, а сам по повелению Господа отправился в Патры.

По отставлении Лезвиоса от должности правителя, занял место его некто Егеат — человек, проникнутый духом идолослужения. Жена его Максимилла, слыша о чудесах совершаемых апостолом Христовым, отправила к нему верную рабыню свою по имени Ифидамию, женщину рассудительную, чтобы более удостовериться в истине распространившегося учения. Ифидамия пришла в дом Сосия, у которого жил апостол. Здесь она услышала то высокое благовестие, которое так сладостно исходило из уст его и возвратившись к госпоже своей, рассказала ей обо всем, что видела и слышала.

Спустя несколько дней, жена Анфипата заболела смертною болезнию и была оставлена всеми врачами. В минуту отчаяния, она вспомнила о Андрее и призвала его. Апостол явился и нашел больную в отчаянии, а мужа ее в совершенном ожесточении. Он держал в руках мечь, готовый умертвить себя, тотчас после смерти жены. Апостол сказал ему голосом, исполненным кротости и любви: «Вложи меч твой в ножны и призови Господа, Бога неба и земли; веруй во имя Его и ты спасешься с женою твоею«. Анфипат стоял как окаменелый, ничего не отвечая. Ревностный же ученик Врача душ и телес возложил руку на главу страждущей жены и жестокое воспаление вдруг оставило ее. Она потребовала пищи, по принятии коей, встала с одра здравою, славя Бога. Многие из видевших столь дивное исцеление уверовали в Господа.

Некоторые умоляли его идти на пристань где лежал прокаженный, человек, некогда знаменитый родом и богатством. По причине зловония никто не приближался к нему, а только издали бросали ему хлеб, как бы псу. Весь народ принимал участие в его страданиях, но никакой врач не мог исцелить его. Ученик милостивого Владыки, услышав о том, поспешил к больному и не страшась его зловония, сказал: «я пришел исцелить тебя благодатию Господа нашего«. После сих слов, больной воспрянул, сбросив с себя рубище, проникнутое смрадом и червями. Апостол повел его к морю и сотворив молитву, погрузил в воду. Страждущий вышел из ней совершенно здравым, без всяких признаков долгой болезни. Апостол обратился к изумленным жителям и приказал им снабдить несчастного одеянием; но исцеленный обнаженным бегал по всему городу, дабы все видели, от какой мучительной болезни он исцелился и восклицал: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой! Ты сотворил милость и всеми оставленного утешил; Ты призрил меня и обновил истлевшего. Слава Тебе, Владыко страшный!«

Жители города Патры со всех сторон стекались и обращались к апостолу. Он же поучал их слову жизни и благодати, вере правой и заповедям Божиим; а приходящих к нему больных, какими бы они ни были одержимы болезнями, исцелял посредством возложения рук.

Жители, озаренные светом истины, разрушали капища и сокрушали идолов, были ли они золотые или серебряные, каменные или деревянные; книги языческой мифологии сжигали и большие пожертвования полагали к ногам блаженного апостола. Ученики его снабжали ими нуждающихся вдов и сирот, а некоторую часть употребляли на сооружение и украшение церквей, сами довольствуясь самою малою пищею. Апостол заповедал всем читать книги Ветхого и Нового Завета и почитать священников и диаконов, которых рукоположил. Он предложил верным, построить большую церковь, что и было исполнено ими со всею ревностию и усердием. По окончании строения, апостол велел росписать стены храма изображениями, взятыми из повествований книг Ветхого и Нового Завета, как свидетельствуют жители сего города.

Анфипат Егеат, после дивного исцеления жены его, отправился в Рим повидаться с императором Нероном. Там жил брат Егеата именем Стратоклис, который испросив у императора позволение оставить звание Философа, прибыл в Патры в сопровождении верного раба своего, по имени Алкмана. В Патрах раб сей впал в болезнь, будучи одержим злым демоном. Стратоклис, видя его страждущим жестоко и в бешенстве терзающим собственное тело, сердечно о нем сокрушался. Но когда узнал от жены брата своего Максимиллы, как она сама была избавлена от смерти блаженным Андреем, Стратоклис умолял ее призвать к себе апостола Христова. Максимилла послала к нему верную рабу свою Ифидамию. Блаженный Андрей явился в преторию и объявив всем, что в этом доме обитает нечистый дух, прямо обратился к страждущему юноше, при котором находился и Стратоклись. Рабы Стратоклисовы, видя рубище апостола, приняли его за человека простого, нестоящего уважения и принуждали удалиться, но некоторые из граждан которые знали его, заставляли их молчать. Максимилла же, услышав о прибытии апостола, с поспешностью вышла на встречу и поклонилась ему. Апостол, после обычного приветствия, сказал ей: «Вот сколько здесь волхвов и чародеев собрано около юноши и не оказывают ему никакой помощи; почему же они не изгоняют злых духов? Потому что они свойственники в друзья им; а я, именем Господа моего, исцелю его«. Сказав это, он начал молиться: «Господи, Иисусе Христе, всегда приемлющий моления рабов Твоих! Прими ныне молитву мою, изгони беса и исцели юношу, во славу святаго имени Твоего«. Потом сказал злому духу: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, дух нечистый, оставить юношу и град сей, избегая и стран, оглашенных проповедию братьев моих, апостолов Господа Иисуса Христа«. Вдруг страшным голосом демон воскликнул: «Человек Божий! По приказанию твоему удаляюсь«. После сих слов юноша пал, как мертвый, апостол поднял и возвратил его господину.

Свидетели столь славного чуда — Стратоклис, Максимилла и Ифидамия, уверовали в Господа; а исцеленный Алкман и многие другие умоляли апостола удостоить их святого крещения. Блаженный совершил над ними святое таинство; они же постоянно находились при апостоле и учениках его, которые наставляли их в правилах веры и добродетели. Достохвальный апостол внушал им, чтобы они мало думали о тленной плоти, а более постились бы, постоянно заботясь о сохранении тела в чистоте; благодетельствовали бы нищим; ненавидели корыстолюбие, многоглаголание, ложь; и всегда благодарили Бога.

Около сего времени прибыл из Рима Анфипат Егеат. Жена его Максимилла отказалась разделять с ним брачное ложе, извиняясь нездоровьем, но тайно исполняя заповедь о чистоте. Такой поступок жены удивил Анфипата; но он не долго оставался в недоумении. Один из рабов сказал ему, что брат его, жена и многие другие уверовали в Бога Андреева и приняли христианство.

Весть сия исполнила гневом беззаконника. Он приказал заключить в темницу Христова проповедника, как некогда Ирод Иоанна Крестителя, а жене сказал: «оставь учение старца-пришельца и будь госпожею всего моего имущества; если же не хочешь, я велю распять пришельца и убить тебя«. Максимилла, не обращая никакого внимания на угрозы мужа, постоянно думала о учении апостола, которому, во время тайных свиданий, сообщала о замыслах Егеата. Апостол же, укрепляя ее в вере, говорил: «храни всегда страх Божий и заповеди Его, терпи все случившееся с тобою, ради имени Христова и ты получишь вечную радость; а мое распинание на кресте есть величайшая для меня радость. Пострадать так, как пострадал Господь и быть постоянно с Ним, — это мое единственное желание«.

Подобные слова более одушевили и укрепили Максимиллу, Она явно объявила мужу, что уже христианка и потому более не хочет осквернить себя нечистотою и не боится временной смерти, как учил ее апостол Христов.

Слова жены привели в ярость уже разгневанного мужа. Он устремился в темницу, собственноручно заключил ее двери, приложив к ним печать и строго запретил стражам кого-либо туда пускать. Ночью Стратоклис, Максимилла и вся братия подошли к темнице. Апостол, узнав о посещении их, осенил крестным знамением двери и Они отверзлись сами собою. Изумленным и ужаснувшимся стражам он сказал, голосом сильным, но кротким: «не бойтесь! Анфипат не узнает о сем«. Темница, освященная посетителями, более походила на церковь. Апостол, после божественных поучений, потребовал хлеба и вина для литургии, совершил таинство Евхаристии и приобщил всех пречистого тела и крови Владычних. Стратоклиса рукоположил во епископа, а других во священники и диаконы и заповедал им совершать литургию со страхом и благоговением. Он преподал им правила для чтения псалмов и различных молитв и облобызав их, отпустил с миром. Двери же темницы, силою крестного знамения, опять затворились.

Злочестивый Егеат, раздраженный отказом жены своей искал случая погубить ее; но, опасаясь мщения родителей ея, излил весь яд злобы своей на Богоноснаго Андрея. Он предал его воинам и как некогда Пилат — Иисуса Христа, осудил на распятие.

tumblr_nkiwb7tS9Y1rn4nu1o1_1280

Блаженный апостол, еще издали увидев крест, воздвигнутый для него, радостно к нему устремился и став пред ним на колена, произнес сию хвалебную песнь:
«Радуйся всечестный Крест! С веселием предстою тебе. Радуйся животворящий Крест! Я знаю тебя — мою надежду, знаю чудеса твои, для которых ты насажден на земле, дабы восстановить падших и укрепить колеблющихся. Радуйся Крест честный, глава которого касается небес, прообразуя тем Главу всех Бога-Слова! Средина твоя, на подобие рук, распростерта, чтобы сокрушить силу вражию и рассеянных совокупить во едино; а подножие твое утверждено во глубине земли, дабы сидящих в преисподней возвести на небо. Радуйся всечестный Крест, сокрушитель силы демонской!
Радуйся древо жизни, насажденное на земле, плоды которого суть сокровище неба! Радуйся преславный Крест, сладчайший именем и делами!
Радуйся Крест достопоклоняемый, принявший на себя моего Владыку, подобно виноградной лозе, гроздием отягченный. Радуйся Крест благословенный, спасший разбойника и даровавший ему плоды исповедания! Радуйся всехвальный Крест, — ты, который приводишь к Богу всех достойных уверовать в Него
«.
«Приидите, свидетели моей радости; исполнители воли Егеата, исполните волю обоих. Распните агнца, принесите в жертву Творцу сотворенного Им, а дух мой Давшему его мне«.

По окончании сего песнопения, распинатели приступили к апостолу, чтобы простерть его на кресте. Руки и ноги, по приказанию Егеата, не были пригвождены, а только привязаны вервиями, с тою целью, как думал нечестивый правитель, чтобы продолжительностию мучений одолеть твердость апостола.

Народ с благоговением взирал на мученика, который, раскрыв уста, так поучал его: «Неприлично страшиться смерти тем, которые подвизаются в этом мире. Они достигают вечного успокоения. Рабы греха спешат на казнь. Братья! возлюбите искренно веру во Отца, Сына и Святого Духа, храните заповеди Господа Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства«.

Прошел день, прошла ночь, а из уст апостола непрерывно истекали слова любви и утешения. Достойный Стратоклис приходил к апостолу, с желанием снять его со креста; но он отказал ему и оставаясь на кресте четверо суток, постоянно поучал народ сильным словом. Лице его не изменялось, голос не ослабевал, вздохи не вылетали из его сердца, глаза не увлажались слезами; но лик его, полный благодати божественной, озарен был небесным светом, Народ ублажал его, славя Бога, прославившего раба Своего и милующего всех, уповающих на Него.

Жители окружили судилище, на котором сидел Егеат и громогласно проклинали его; ибо он столь невинного и добродетельного человека осудил на жесточайшую смерть.

Нечестивый правитель видя что ожесточенный народ готов покуситься на жизнь его, ужаснулся и произнес слова исполненные лести: «я погрешил и раскаиваюсь; иду сам снять его со креста«. И действительно пошел к мученику; но блаженный апостол видя его, громко к нему воззвал: «О Егеат! Зачем ты пришел ко мне? Я далек от тебя. Для чего лицемеришь, будто намерен снять меня со креста и принести раскаяние? Я далек от тебя; ибо сердце твое объято лукавством, а не раскаянием. Ты напрасно ищешь случая освободить меня: я давно свободен. Меня любит и милует Избавитель мой. К Нему спешу, — иду к Тому, Кто открыл мне дела твои и сказал: не принимай приношения от Егеата и не страшись его гнева«.

Сказав это, апостол возвел очи к небу, хваля Бога. В последний раз со креста благословил он братьев своих и скончался с миром, предав дух свой Господу, ноября 30 дня.

Кончина славного апостола оплакиваема была всеми. Достойный епископ Стратоклис и раба Господня Максимилла сняли святое тело с креста и помазав ароматами, погребли его с великою честию.

Нечестивый Егеат, мучимый совестию за неправедную казнь апостола Христова и снедаемый скорбию о потере жены своей Максимиллы, впал в мрачное уныние и в припадке сумасшествия бросился в пропасть. Стратоклис, брат его, не захотел наследовать его имуществу говоря: «Егеат! все твое да исчезнет вместе с тобою, а наследием моим да будет единый Господь, Которому я предал себя«. Максимилла также не коснулась богатства мужа своего, а с верною рабынею своею Ифидамиею, во все продолжение жизни своей, находилась при гробе святого апостола Андрея Первозванного. Стратоклис и Максимилла часть из собственного имения раздали нищим, а другую определили для сооружения церквей. Долговременна была благочестивая жизнь их и кончина тихая, блаженная. Со дня преставления Первозванного апостола Христова, беспрестанно совершались великие чудеса. Все страждущие, с верою прибегавшие к святому гробу его, исцелялись во славу Бога и в честь Его апостола.

Теперь расскажу о перенесении святого тела апостольского в город Константинополь, чтобы все ведали как это совершилось и где оно погребено.

По прекращении гонения против христиан, бывшего в царствование Диоклитиана и Максимилиана, Максимина и Максентия, истребленных небесным гневом, свет мира излился на церковь Христову. Благодатию Святого Духа является благочестивый, равноапостольный царь, Константин Великий. По его повелению все верные исповедники Христа получают свободу и возвращаются из заточения; явным делается исповедание имени Иисуса Христа и распространяется христианство по всей империи; воздвигаются церкви, умножаются архиереи и благими делами исполняется весь мир. Наконец мать царя, благочестивая Елена, обретает честный и животворящий Крест Господень.

По смерти Константина Великого, воцарился сын его Константий. Он построил великолепную церковь во имя святого апостола в новом Риме — Константинополе, с тою целью, чтобы положить в нее святые останки мужей апостольских, которых благодать охраняла бы город.

Он призвал Артемия, человека славного между всеми правителями, который в последствии, при отступнике Иулиане, удостоился светлого мученического венца за исповедание имени Христова.

Артемий был сын знаменитого вельможи, исполнен разума и добродетели и почтен любовию царя Константина и сына его: «Спеши, — сказал ему Константий, — в ахайский город Патры и с честию перенеси сюда останки всехвальнаго апостола Андрея, да почиют в воздвигнутой мною церкви«. Доблестный Артемий немедленно отправился в Патры. Там у гроба апостола, проведя всю ночь в бдении и песнопениях, он наконец открыл раку и вынул из нея святые мощи. Пришествие блаженного Артемия в Патры почтено было самим апостолом; ибо он не препятствовал ему перенести земные останки свои в Константинополь. Артемий по тем мученическим подвигам, которые должен был совершить в последствии, достоин был такой чести.

Когда вынул он сокровище мощей из гроба с подобающею честию, жители окрестных городов со свечами и кадильницами выходили на встречу святыни и провожали ее с пением. За вратами царственнаго города, благочестивый царь с архиереями и синклитом, имея в руках зажженые свечи и кадильницы, встретили апостола Христова. Духовные и миряне, юноши и девы, старцы и дети, все единогласно воспевали и лобызали раку страдальца.

Столб истины, твердыня веры и верных, сокровище вожделенное, честнейший паче всякого камени честна, злата и жемчуга, храм Бога живаго, тело святого апостола положено было в алтаре между двумя гробницами — евангелиста Луки и Тимофея, проповедника истины, которых останки перенесены были тем же Артемием, еще при жизни царя Константина, первый с места его кончины, а Тимофей из Ефеса, где он был рукоположен во епископа.

За перенесение святых мощей и усердную службу, Артемий почтен был царем Константием высокою славою, облечен властию правителя города Александрии и всего Египта. А от вечного и бессмертного Владыки ему дана свыше честь вечная и непреходящая, он удостоен славы невечерней, царства бесконечного и лицезрения Христа Спасителя, Которому слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, всегда и ныне и во веки веков. Аминь.

Святый апостол Христов, Андрей Первозванный! Ты, который сказал первоверховному брату твоему Петру: «мы обрели Мессию, предсказанного пророками, Христа Назорянина, Спасителя мира«, — и немедленно последовал за Ним, — ты будь защитником и покровителем писателя сей книги, недостойного иеромонаха Романа и сохрани его от всякого смертного греха. Аминь.

(32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *