Житие святого апостола Андрея Первозванного

AndreyP

Глава 1

 По вознесении Господа и Бога нашего Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по разным городам и селам, смело поучали народ и многих покоряли слову. Преславными чудесами своими обращали многих в христианство, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Однажды пришли они в Синоп, город, лежащий на берегу Черного моря, в котором находилось множество иудеев и язычников; последние же, по свирепости и дикости своей, почитались даже от многих людоедами. Недалеко от города лежит островок, где приютились блаженные апостолы и поучали всех приходящих к ним. Ныне на этом месте находятся две церкви, высеченные в скалах, во имя святого апостола Андрея Первозванного. В одной из них есть образ, вычеканенный на мраморной доске, полный благодатию и чудесами и во всем сходный с честным ликом апостола. Сказывают, будто еще при жизни Богоносного, сделано это изображение. Во дни иконоборства, в царствование Константина Копронима, некоторые из гонителей, сожигатели икон, пришли сюда, с желанием сокрушить образ святаго, однако все их усилие осталось тщетным и пораженные стыдом удалились.

Издавна этот остров был гнездом демонов; но присутствие апостолов палило их как бы огнем и мучимые взывали: «ученики Назорянина пришли сюда и гонят нас«. Обитатели острова и окрестных мест, услышав о том, стекались к апостолам и приводили к ним больных, одержимых злыми духами и разного рода недугами. Проповедники же истины поучали народ, просвещали умы людей учением Божественным, многих из иудеев и язычников обратили в христианство, а бесноватых совершенно исцелили возложением на них рук.

Один из апостолов Матфий, отплыл в город по некоторому делу. Там неверующие, с некоторыми из иудеев, схватили его и заключили в темницу, с намерением умертвить его на следующий день. В ту же ночь извещенный свыше о том, блаженный Андрей поспешил в город, которого врата и двери самой темницы отверзлись сами собою. Когда апостол вошел в оную, внезапно упали цепи с рук и ног не только Матфия, но и прочих узников. Освобожденные узники уверовали в Господа Иисуса. Апостол велел им семь дней скрываться в некоторой пещере, отстоящей от города на семь стадий, по близости коей росло множество смоковниц, обремененных плодами. Здесь апостол поучал их, а на восьмой день, после принятия ими святого крещения, отпустил их, заповедав о сохранении во всей чистоте принятой ими веры.

Однажды собрались вместе проповедники истины, приветствовали друг друга и будучи соединены всегда верою и любовию, мыслию и чувствами, разошлись в разные стороны для проповеди. Блаженный Петр, взяв Гаия и некоторых братьев, отправился на запад; блаженный же Андрей, с Матфием и прочими учениками, направил стопы к странам востока. В городе Мисонов, лежащем близ берегов Понта, он остановился в доме некоего еврея, по имени Доментия. Апостол с учениками вошел в синагогу и проповедуя слово истины, доказывал из Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. В синагоге восстали против апостола некоторые из еретиков, называвшихся иродианами и утверждали, что Ирод был Христос, который, низвергнув первосвященника Гиркана, сам облекся в сан сей и будучи царем, одержал над врагами знаменитые победы. Апостол же заграждал уста противникам, говоря им, что Ирод был иноплеменник, вероломный убийца жены и детей, сосуд беззакония. Другие доказывали, будто Иоанн был Христос, так как он происходил от колена Иудина и был сын священника. Апостол отвечал им, что он сам был учеником Иоанна, когда сей проповедывал крещение покаяния. «Я слышал из уст его свидетельство о Иисусе: се Агнец Божий, берущий  [на себя] грехи мира, — и я три года следовал за Господом, когда Он проповедывал о Царствии Божием, исцеляя разного рода больных и расслабленных, доколе, по зависти первосвященников, не был предан Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Он воскрес в третий день, вознесся на небо со славою и паки приидет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам».

Поучая таким образом в синагоге, святой апостол, по выходе из нея, встретил людей, которые привели множество больных. Блаженный приказал им придти на другой день, а сам возвратился в дом вместе с учениками, которых имена суть следующие: Фаддей, Матфий, Тихик, Евстафий, Евод, Симеон, Агапит и Доментий. Все они питались хлебом и водою раз в день, спали на голой земле и после кратковременного отдохновения, возставали для славословия. На другой день собрались больные и осененные крестным знамением блаженнаго Андрея совершенно исцелились. Удивленные чудесами приносили пожертвования, состоявшие из необходимых вещей, но апостол раздавал их неимущим. И уверовали многие в Господа Иисуса Христа и крестились во имя Святой Троицы.

Блаженный апостол стоял непрестанно на возвышенном месте в виду всех, поучая людей, которых число день ото дня более и более увеличивалось (святой Андрей был роста высокого, вид имел величественный, глаза выразительные, брови, волосы и бороду весьма благолепные). Часто, окруженный бесноватыми, он исцелял их одним словом, а больных посредством возложения рук; расслабленных приказывал окропить водою, которая испорченному телу мгновенно сообщала нежность младенческого тела; а слепые от одного прикосновения пальцев святого получали зрение. Все удивлялись чудесам блаженного, но более — кротости и смирению его и словам Божественной мудрости. Число верующих увеличивалось, за что блаженный апостол каждый вечер, утро и полдень или лучше сказать, беспрестанно воссылал хвалу Богу.

В это время святой Андрей устроил церковь, при помощи новозванных верных, соорудил алтарь и поставил священников и диаконов. Крестились же не одни бедные, но и богатые вельможи, отцы и матери, иудеи и язычники. Еще тогда обладатели царства Римского Тиверий кесарь, Гаий и Клавдий не препятствовали исповеданию имени Христова.

Церковь, сооруженная во имя Пресвятой Богородицы и доселе всем известная, приводила многих в восторг. Апостол поучал их молитве и славословию, последованию святой литургии; заповедал верным, чтобы молящиеся становились лицем к востоку, на коленах, пели псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой мифологии, а занимались св. Писанием, чтением Моисея и других пророков и соблюдали все апостольские постановления без всяких изменений, как установления Божественные. Так проповедывал блаженный Андрей и просвещал жителей городов и селений Понта и утверждал их в вере в Господа Иисуса. Проповедь его гремела повсеместно и окрыленный силою Божественной благодати, он посещал города и села, поучая всех слову Божественному.

Святой апостол посетил Трапезонт, город, лежащий в земле Мингрельцев и после краткого там пребывания, заметив грубое невежество жителей, отправился в Карталинию. Там, находясь долгое время в городах ее: Ниглие, Кларджете и Артапанколосе, просветил многих святым крещением.

Отселе святой Андрей отправился в землю Парфян или в Сомхетию и потом прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Ежегодно 12 апостолов собирались в Иерусалим и в присутствии Пресвятой Богородицы, совершали Пасху. После же праздника, Андрей, с братом своим Петром и Иоанном Зеведеевым, с Филиппом — одним из двунадесяти, Варфоломеем и Филиппом из семи диаконов, пошли в город Антиохию сирийскую, называемую городом Божиим. Там остался Петр.

Другие апостолы разошлись по разным городам для распространения проповеди. Филипп из двенадцати с Варфоломеем отправился в верхнюю Фригию, Ликаонию и Писидию. Филипп из семи диаконов после крещения, совершенного им над евнухом царицы Кандакии, посетил Кесарию палестинскую. Андрей же и Иоанн прибыли в город Ефес и жителей оного поучали слову жизни. Здесь явился блаженному Андрею Господь наш Иисус Христос и сказал ему: «Спеши немедленно в Вифинию, не бойся; — Я с тобою, доколе шествуешь; еще же земля Готов ожидает тебя«. Сие видение блаженный Андрей пересказал Иоанну Богослову и простившись с ним, пошел с учениками своими в Лаодикию, а оттоле в мисийский город Одис, где поставил епископом одного из учеников своих, по имени Аппиона. Отселе, горами Олимпийскими, достиг до обширного селения вифинийского Никеи. (В это время Никея не была городом, но впоследствии оградил и распространил ее царь Траян). Блаженный Андрей посетил Никею, проповедуя Христа и умоляя живших там иудеев и язычников, чтобы приняли учение Христово; но они были горды, вероломны и полны лжи, а потому и проповедь апостола сопровождали смехом и поруганиями. В этом селе евреи имели синагогу, а у язычников стоял идол Аполлона губителя, который поражал людей злыми чарами, лишавшими их дара слова и чувства слуха. Апостол говорил им, что если не примут веры Христовой, то они не освободятся от болезней и беснования; но они по-прежнему оставались в заблуждении.

Недалеко от села возвышается каменная гора, на которой скрывался огромный змий, пожиравший путников. Узнав о том, апостол в сопровождении двух учеников своих, имея в руках железный жезл, с изображением животворящего Креста, пошел сокрушить змия и с свойственною ему неустрашимостью, жезлом сокрушил главу змию. Многие из слышавших об этом дивном деле уверовали в Господа Иисуса. Когда апостол возвратился в Никею, жители умоляли его, дабы избавил их и от восьми страшных разбойников, которые скрывались в недоступной пещере и производили убийства; из них двое были одержимы злыми духами. Святой Андрей внял мольбе народной. Бесноватые встретили его громкими восклицаниями; но от заклинания апостола бежали злые демоны. Освобожденные с благоговением пали к ногам его; прочие же разбойники, видя столь необыкновенное чудо, бросили свои оружия и смиренно поклонились апостолу Христову. Тогда блаженный, голосом, исполненным любви и кротости, сказал им: «О, люди! убегайте зла и чего сами себе не желаете, не делайте другим; уразумейте, что есть Бог на небесах, Создатель и Промыслитель, который видит все и каждому воздаст по делам. За чем же убиваете людей, похищаете чужое имущество? Бог одарил вас здравием и имуществом для того, чтоб вы сами трудились и не нуждались ни в чем. Наипаче же сами подавайте нищим. Отныне удаляйтесь от дел злых и нечистых и возвратитесь в свои домы, дабы приобрести Божию милость и благосклонность от царей и правителей«. Окончив краткую речь свою, апостол научил их слову жизни и они приняли от него святое крещение.

Недалеко от Никеи было место, которое служило жилищем духов нечистых, постоянно искавших жертвы; ибо здесь стоял идол Артемиды и никто не мог к нему приблизиться; блаженный Андрей, вооруженный духовным мужеством, вместе с учениками своими, посетил оное и там переночевал. Нечистые духи не могли вынести присутствия апостола, превратились в плотоядных воронов и улетели, восклицая плачевным голосом: «О Иисус Назарянин! велика язва сия нас постигшая, ибо ученики твои гонят и преследуют нас«. Блаженный Андрей сокрушил идола и на том самом месте водрузил животворящий Крест.

На другом месте, недалеко от селения Давкома, лежавшего на левой стороне Никеи, находился змий, чреватый демонами и почитаемый за божество безумным народом. Здесь же стоял скверный идол Афродиты, которому народ приносил жертвы. Апостол Христов, силою своей молитвы, прогнал змия и злых духов и возвратившись в Никею, поучал народь и исцелял больных.

В ночное время восходил он на холм, называемый Клидосом и подобно Учителю своему, Который часто молился на горе, всю ночь проводил в молитве, прося Бога о успехах проповеди. Господь же, творящий волю боящихся Его, благоволил обратить неверных следующим образом:

У язычников был праздник, по случаю которого собирался весь народ. Все приносили жертву идолам и потребляли ее сами. Во время жертвоприношения, бесы овладевали людьми с такою силою, что одержимые ими пожирали друг друга. Страждущие спешили к холму, обрели на нем Блаженнаго и умоляли его избавить их от жестоких мучений.

c5f03422fc9d40476ae8bd31b356aa85

Апостол Христов стал среди народа и немедленно укротил, посредством крестного знамения, тех, которые сами себя терзали. С возвышенного места поучал он народ истинам Божественного разума, укорял их в том, что доселе, по жестокосердию своему, не покорялись слову. Таким образом святой апостол обнаружил все ничтожество идолов и открыл народу, что демоны, за привязанность к ним, платят одним только злом. Тогда слушающие уразумели силу проповеди. Апостол же на каждого из них возлагал руки и исцелял от всех недугов, отпуская с миром. На другой день было еще стечение народа; святой апостол стал на обычном своем месте, приветствовал его словами: «Мир вам …», все единогласно ответствовали: «и духу твоему«. Он начал говорить о том, как сотворил Бог Адама, как первый человек за непослушание был изгнан из рая; доказывал из писаний пророческих, что Иисус Христос, пришедший на землю спасти мир, есть Сын Божий. Далее говорил о крещении и посредством возложения рук, исцелял больных, отпуская же их, приказал собраться и на другой день. Когда они собрались, святой апостол, опершись на железный жезл свой, начал благовествовать о Святой Троице, о промысле Божием, воплощении Христовом, Его крестной смерти и воскресении; о вознесении и сидении одесную Отца, о славном втором пришествии и воздаянии каждому по делам его.

По окончании беседы, народ воскликнул: «истинно ты ученик и друг благого и милостивого Бога; и Святый Дух говорит твоими устами«. Апостол пребыл среди них два года, отпадших обращал, погибших обретал, больных исцелял, изгонял бесов, разрушал капища, созидал церкви, рукополагал священников, обновлял всех святым крещением. Находившуюся там синагогу еврейскую разрушил и на ее месте построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, а человека некоего доблестнаго и благочестиваго, по имени Драконтия, поставил епископом, который в последствии удостоился и мученического венца, месяца мая в 12-й день.

Первозванный апостол Христов из Никеи отправился в город Никомидию, где встретили его верные, наученные им слову жизни, у которых и остался несколько дней, утверждая их в вере учением и чудесами. Там воскресил он некоего Каллиоста, умерщвленнаго яростию бесовскою. Оттоле отправился водою в вифинийский город Халкидон и поставил там епископом Тихика, одного из учеников своих. Потом посетил Ираклию и Амастриду, город обширный и великолепный, в котором оставался долгое время. Там просветил он многих светом Божественной мудрости и поставил епископом Пальма, человека знаменитаго словом и делами, о котором говорят жители сего города, что он написал много Божественных поучений, но, впоследствии времени, пожар, истребивший город, истребил и дом, в котором хранились его писания и тем лишились мы великой духовной пользы.

Из Амастриды апостол отправился рекою, Парфением называемою, в город Харакон, который окружен двумя реками: с южной стороны, так называемая, река Лик, или Волк, по вредной быстроте ее течения, а с северной река Лусия. Обе сии реки соединяются вместе и образуют Парфен, реку глубокую, широкую и удобную для судоходства. Здесь, в особенности в летнее время, бывало большое стечение народа.

Святой проповедник Христова Евангелия начал возвещать слово истины, обращая многих. Для верных он избрал место молитвы и воздвиг знамение животворящего Креста, а в последствии жители соорудили церковь во имя апостола, с изображением на стене его образа, совершенно сходнаго с подлинником, при котором совершаются многие чудеса и до ныне. В последствии первая церковь разрушилась, но Боголюбивые жители воздвигли новую еще больше первой.

По окрещении обитателей Харакона и утверждении их в вере, славный апостол отправился в город Синоп. Там обрел несколько учеников своих, прежде просвещенных и остался у них.

В этом городе было множество иудеев, как мы сказали выше. Узнав о прибытии Богоноснаго Андрея, который еще прежде отверз двери темницы и освободил из оной всех заключенных, они собрались и с гневом напали на святого, намереваясь предать огню самый дом, в котором он жил; его влачили по улицам, жестоко били камнями и палками, терзали его тело. Один из них, человек с зверским духом, укусил палец апостола и за это жители Синопа доселе называются перстоедами. Пораженный жестокими язвами, святой Андрей брошен был, как мертвый, вне города. В наступившую ночь явился ему Господь Иисус Христос и говорил: «Встань, избранный мой и первозванный ученик! Спеши в город с дерзновением без всякого страха, Я с тобою«. Сказав сие, Господь исцелил уязвленный палец его и вознесся на небо. С рассветом апостол снова явился к жителям города, без страха поучал и проповедывал Христа. Они же, видя столь удивительное терпение и кротость, с какою умолял их о принятии слова, смягчились и со вниманием стали слушать толкования писаний о Иисусе Христе, в Которого наконец и уверовали.

В это время, некто умерщвлен был рукою убийцы и брошен в яму. Жена убитого горько плакала над трупом, а народ искал убийцу, но не находил его. Апостол, сжалившись о несчастной, сотворил молитву и воскресил мертвого. Видя столь дивное чудо, многие уверовали.

 Так возрастало число верных. Апостол некоторых из них посвятил во священники и диаконы, научил их совершению литургии и другим молитвам и преподав благословение, отправился к берегам Понта, посетил село, называемое Залихон. Жители Амасии с радостию встретили апостола и после приветствий ввели его в город и водворили в том же доме, в котором жил он прежде; ибо сей город давно уже просвещен был апостолом. Отселе отправился в мингрельский город Трапезонт, где, как я сказал выше, обитали люди безрассудные, а потом посетил Неокесарию, жителям коей, по обыкновению, проповедывал слово Божие, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Оставив Неокесарию, апостол проходил многие места, везде распространяя слово Божественного разума и наконец достиг до обширного города Самосата, лежащего на границе Парфян или Армении, где обитало множество армян, греков и идолопоклонников. Жили здесь и философы, которых мнения противоречили проповеди апостольской. Но учитель Божественной мудрости сказал им следующее: «Вы рассмотрите сами беспорядочную жизнь ложных богов ваших, как они враждуют друг против друга. Истинный Бог один. Он благ и делатель добра и источник мира. Рассмотрите, кто творец четырех стихий и кто образовал из них видимый мир. Подумайте, кто распределил планеты и звезды и дал им правильное всегдашнее течение? Они не двигаются сами по себе ибо бездушны, но волею Творца их. Направьте стопы ваши на путь истинный, на путь искони избранного и проповеданного пророками, Который напоследок явился нам, примирил землю с небом и дарует милость исповедующим Его. Познайте Владыку, благого Бога истинного Иисуса Христа, именем Которого, как вы ныне видите, мертвые восстают, бесы бегут, а болезни и страсти упраздняются«.

Сими и подобными наставлениями, долгое время апостол поучал их; многие уверовали и крестились во имя Святой Троицы.

Из Самосата апостол отправился в Иерусалим, для празднования Пасхи вместе с Пресвятою Богородицею. По совершении праздника, апостол вышел из Иерусалима, в сопровождении Симона Кананита, Матфия, поставленного на место Иуды Искариотского и Фаддея, в город Едесс. Там остался Фаддей, у владетеля Авгаря, которому послан был нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, чудодейственною силою возвративший царю здравие телесное и душевное. Блаженный Андрей с остальными спутниками посещал города и села. Они везде поучали народ и творили чудеса; наконец достигли до земли Карталинской, прошли часть земли Тиулетской до реки, называемой Чорохи, беспрестанно проповедуя Христа Спасителя.

Апостолы посетили Сванетию, в княжение некоей жены, которая приняла их проповедь. Здесь остался Матфий с прочими учениками, а великий Андрей с Симоном отправился в землю Осетинцев и достиг города Фостофором называемого, где они после дивных чудес обратили и просветили многих.

Продолжение следует.

 

(15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *